Med4Net.ru | Рефераты по медицине |

17.01.2009 - МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ МЛАДЕНЦА

Как уже говорилось, не устраненный вовремя гипертонус затормозит развитие двигательных навыков, а это -двигательная неловкость, неуклюжесть, нарушения осанки и походки. Такой малыш вряд ли станет желанным участником детских игр, а значит, начнет чувствовать себя отверженным, неполноценным; будет страдать его психика... Вдобавок, он еще сильнее отстанет в двигательном развитии — ведь коллективные детские игры никакими шведскими стенками и тренажерами не заменишь!

Не устраненная с помощью массажа задержка двигательного развития замедлит формирование интеллекта: малыш, который к полугоду не научился сидеть, вынужден часами обозревать квадрат потолка, в то время как сидя рассматривал бы множество новых замечательных вещей вокруг. Неумение ползать и ходить, когда пришла пора, углубляет этот «интеллектуальный» голод, задерживает освоение ребенком окружающего мира.

Сам массажист?

«Массаж? Да я сама его запросто сделаю!» Мам, склонных к такой точке зрения, придется разочаровать. Чтобы стать массажистом (как и пианистом!), нужно, чтобы опытный «маэстро» «поставил» руки. И без основательной медицинской подготовки часто не обойтись. Квалифицированно делают массаж врачи-методисты ЛФК, а также прошедшие специальную подготовку средние медицинские работники. Их лучше и пригласить.

Но если (бывает, к сожалению) родители и ребенок предоставлены самим себе: в поликлинике полугодовая очередь на массаж, а платного специалиста семейный бюджет не осилит, или квалифицированного массажиста просто нет в вашем поселке или деревне, придется заниматься с малышом самостоятельно. Вам в помощь — адаптированные методики некоторых упражнений.

АДАПТИРОВАННЫЕ МЕТОДИКИ НЕКОТОРЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Запомните правила


- У новорожденного трудная задача — приспособиться к миру, в который он попал. Поэтому в первые 4 недели врачи не осложняют жизнь этих крох дополнительной нагрузкой. К ним приступают на втором месяце, причем после полугода значение массажа постепенно отходит на второй план, а все больше времени начинает занимать гимнастика.

- Плохое самочувствие ребенка — абсолютное противопоказание к занятиям! Подождите, пока он окончательно не выздоровеет.

- Обычно детям нравятся массаж и гимнастика. Они легко усваивают упражнения и, становясь старше, старательно «помогают» вам. Если же малыш поначалу проявит неудовольствие, не расстраивайтесь. Отвлеките его игрушкой, успокойте ласковым словом, возьмите на руки. Придется проявить терпение: ребенок войдет в ритм занятий и привыкнет к процедурам постепенно. А «невзлюбил» какое-то конкретное упражнение — делайте его последним или сократите число повторений. Не усердствуйте чрезмерно — неприятные ощущения, а тем паче боль, младенец запомнит надолго. Покраснение кожи, если оно возникает под вашими руками, должно быть умеренным и равномерным. Никаких красных пятен и уж, конечно, синяков на детском тельце оставаться не должно!

- Занятия хороши ежедневно по утрам, за час до кормления или через два часа после него, при температуре 20-22°С, в светлой, хорошо проветренной комнате без сквозняков.

- Делайте массаж и гимнастику на пеленальном столе, к которому можно свободно подойти с трех сторон.

- Приступая к занятиям, тщательно вымойте руки с мылом. Снимите часы, кольца, браслеты — то, чем можно малыша поцарапать. На ваших руках не должно быть ран и ссадин, ногти следует коротко остричь.

- Мази и кремы не используйте.

- Ребенок остается голеньким во время массажа, первой части комплекса. А вот для гимнастики экипируйте его как настоящего спортсмена — в рубашечку или футболочку с короткими рукавами и трусики или памперсы.

Упражнения на мяче


Упражнение 1.

Исходное положение — ребенок лежит животом на надувном мяче; ноги согнуты в виде «лап лягушки» и прижаты к мячу. Ваш помощник удерживает ноги малыша в этом положении, а вы берете ладошки ребенка в свои руки и тянете его на себя, после чего возвращаете в исходное положение. Повторите 10 раз. Не забудьте постелить на мяч пеленку!

Упражнение 2.

И. п., как в упражнении 1. Ваш помощник расправляет ладошки ребенка, чтобы все пальчики стали прямыми, и прижимает их к мячу. Вы держите малыша за голени и тянете их на себя, затем возвращаете его в и. п. Повторите 10 раз.

Упражнение 3.

И. п., как в упражнении 1. Ладошки малыша прижаты к мячу вашим помощником, который удерживает его, а ваша задача — взять в руки стопы ребенка и, поворачивая его на мяче вниз, поставить стопы на горизонтальную поверхность застеленного пеленкой стола. Тело малыша остается на мяче, вы же следите за тем, чтобы опора была на всю стопу: поджатые пальчики нужно расправить. Нельзя ставить малыша на внутренний или наружный края стоп. Соприкосновение стоп с поверхностью стола кратковременно: не задерживаясь, переведите мяч в исходное положение. Повторите 10 раз.

Упражнение 4.

И. п., как в упражнении 1. Возьмите руки ребенка в свои и наклоняйте мяч, чтобы малыш коснулся поверхности стола раскрытыми ладошками. Следите, чтобы он не ударился лбом! Повторите 10 раз.

Упражнение 5.

Ребенок лежит спиной на мяче. Вы придерживаете его за бока и плавно покачиваете из стороны в сторону и вперед-назад — по 10 раз в каждом направлении. Упражнение способствует расслаблению мышц.

Если вы заметили, что малыш постоянно выгибается вправо или влево, лежа на животе или на спине, то есть тонус мышц с одной стороны выше, чем с другой, выполняйте упражнение 6.

Упражнение 6.

Ребенка положите боком на мяч: если он выгибается вправо — на правый бок, если влево — на левый. Плавно покачивайте мяч вдоль оси тела ребенка. Повторите 10 раз.

Упражнения на мяче помогают малышу расслабиться и облегчают дальнейший массаж.
Опубликовано на сайте: http://med4net.ru
Прямая ссылка: http://med4net.ru/pages/view/160.html