Med4Net.ru | Рефераты по медицине |

17.01.2009 - РЕБЕНКУ 3 МЕСЯЦА

На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет этого уже никогда впереди. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. Третий месяц — период ускорения. За четыре недели он обычно достигает максимальной месячной прибавки — около 900 граммов и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы привезли его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их на время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них -- умение малыша радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из улыбок, сиянием глаз, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и именуется — «комплекс оживления». Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце — одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, держа его под мышки, ставите на твердую плоскость, хорошо упирается стопами.

Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что немецкий педиатр профессор Хелльбрюгге в книге, адресованной родителям, пишет — если ребенок в три месяца не рассматривает свои ручки, это может быть одним из поводов для обращения к врачу.

Другие поводы: если младенец, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, если не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.

Ни дня без достижений

Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку — он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну m них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключено очень многое: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка огромнейшее, универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Пока же, что очень существенно, движения кисти, связанные с речевыми зонами мозга, способствуют развитию речи. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает. Все это — пролог к речевой деятельности, а она наступит уже скоро.

С трехмесячным ребенком можно уже беседовать. Вы говорите ему «агу, агу», он прислушивается, смотрит на ваши шевелящиеся губы и отвечает чем-то вроде «эгх» или «агкх». Вы снова «агу», он снова «эгх»... Вот и диалог!

Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?»

Музыку, как доказали физиологи, ваш ребенок воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем, когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении.

Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать ему послушать минут 10-15. Больше всех звуковых источников пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин — ведь он их слышал еще до рождения, эти звуки для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит родителю взять его на руки, начать что-то рассказывать, дитя успокаивается и затихает.

Испокон веков мамы и бабушки, укладывая детей спать, пели им колыбельные. Напевайте и вы, это хорошо действует на ребенка. А в часы бодрствования спойте что-нибудь веселое, плясовое. Можно и пройтись перед кроваткой, приплясывая, поводя плечами, поигрывая руками. На третьем месяце ребенок уже следит за движениями мамы, поворачивает вслед за ней голову. А если при этом на маме будет яркий халатик или блузка, это для него еще привлекательнее.

Во всех новых умениях ребенка с особой наглядностью проявляется одна уникальная особенность младенческого возраста — тесная взаимосвязь, взаимозависимость моторики и психики, «душевного» и «телесного». Интерес к окружающему, положительные эмоции стимулируют развитие движений и, наоборот, мышечная активность стимулирует психику. Так что, играя с ребенком, доставляя ему радость вы способствуете улучшению его физического состояния; уделяя максимум внимания гигиеническому уходу и вскармливанию, способствуете и развитию психики.

Кушать подано!

Мы уже писали в предыдущих главах о смешанном и даже полностью искусственном вскармливании.

Сейчас, когда идет разговор о комплексе мер по воспитанию физически и психически полноценного ребенка, будет логично вновь вернуться к этой теме, добавив ранее сказанное рядом новых советов.

Адаптированные, то есть максимально приближенные к грудному молоку сухие молочные смеси можно поставить в один ряд с крупнейшими технологическими достижениями нашего времени. Ведь они уже уберегли миллионы детей во всем мире от осложнений и неприятностей, связанных с кормлением коровьим молоком.

В магазинах вы можете сейчас увидеть и наш отечественный «Детолакт», и американский «Симилак», и финские смеси «Туттели», «Бона», «Пилтти», и голландский «Нутрилен», швейцарский «Нан». Особо больших различий между ними нет, но воспринимают их малыши все же не однозначно: что ни говори, а мамино молоко больше приспособлено к индивидуальным особенностям ребенка, чем смесь, приготовленная промышленным способом. Так что выбирать наиболее подходящую придется методом проб и, может быть, ошибок.

Не надо сразу покупать несколько разных смесей, не стоит и до апробирования делать большие запасы. Купите что-то одно и попробуйте. Ваш выбор можно будет считать удачным, если ребенок принимает новую для него еду охотно, не срыгивает больше обычного и у него не появляется никаких отрицательных реакций.

Чаще всего это реакции аллергического типа и возможны они преимущественно у детей, у которых уже были проявления диатеза. В таких случаях ухудшается состояние кожи -- возрастает ее сухость, ярче и распространенней становится краснота на щечках, на теле проступает точечная розовая сыпь. Все это может появиться и впервые -как сигнал аллергической настроенности организма. Видимо, ребенок не переносит какой-то из компонентов данной смеси, и придется осторожно попробовать другую.

Бывает, хотя и редко, абсолютная непереносимость белков коровьего молока, даже сухого. Для таких детей существуют смеси, приготовленные на соевом молоке, например, «Прособи». Но, прежде чем искать ее, посоветуйтесь с врачом.

Иногда после первых кормлений сухой смесью у ребенка учащается стул или, наоборот, появляется запор. Не спешите покупать другую смесь, может быть, дело не в ней самой, а в том, что вы что-то сделали неправильно. Самая распространенная ошибка - - перекармливание. Психологически это понятно: мама исстрадалась, видя, что ребенок не доедает, и ей хочется поскорее накормить его досыта, дать побольше. А надо для начала — поменьше! Новая еда, да еще в избыточном количестве способна вызвать срыв пищеварения.

В одно кормление ребенок третьего месяца жизни должен съедать 130—150 граммов, всего за сутки — одну шестую своего веса. Постарайтесь, чтобы хотя бы часть этой нормы он получил в виде грудного молока. Как бы мало у вас его не было, все равно сначала прикладывайте ребенка к груди, а потом докармливайте из бутылочки. Вероятно, вы уже знаете, сколько он высасывает, а если еще не установили — взвесьте ребенка до и после кормления грудью. Допустим, ему не хватило семидесяти граммов. В первый день прикорма смесью дайте ему не все 70, а на 15-20 граммов меньше. Если все пройдет благополучно, назавтра добавьте еще немножко, и так за 5-7 дней дойдите до нормы. Не пугайтесь, если у малыша немного изменится цвет, стула. Он станет зеленоватым — это естественно.

Способ приготовления смеси указан на коробке, его надо придерживаться очень пунктуально. Смесь должна быть подогрета до привычной ребенку температуры грудного молока, то есть до 36—37 °С, надо полностью воспроизвести и привычную ситуацию кормления — на руках у мамы, возле ее теплой груди.

На третьем месяце, когда положено ввести в рацион фруктовое пюре, помните общее правило: два новых продукта в один день ребенку не дают! Так что, если вы начали кормление сухими смесями, с пюре надо немного повременить.

Из фруктовых пюре для начала ничего нет лучше нашей российской антоновки. Яблоко надо помыть, очистить и натереть на стеклянной или пластмассовой терке, а можно и наскоблить острой ложкой. Тертые сырые яблоки не только источник витаминов и растительных волокон, улучшающих пищеварение, они подходят детям с неустойчивым стулом, a copra с зеленой кожицей хорошо переносят и малыши, страдающие диатезом. В первый день дайте всего четверть чайной ложечки, назавтра половину, и так, постепенно увеличивая, доведите к концу месяца до 5-6 ложек. Пюре, как и соки, лучше давать после еды, и лишь часто срыгивающему ребенку — до нее.

Далее наш настоятельный совет — в заботах о питании ребенка не уставайте, не переставайте наблюдать за ним. Иначе вы рискуете упустить сигналы о расстройствах, влекущих серьезные последствия!
Опубликовано на сайте: http://med4net.ru
Прямая ссылка: http://med4net.ru/pages/view/157.html